Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Алла

Страницы: [1] 2
1
Рисунки Агажельской Аллы.
Использование работ в коммерческих целях  может осуществляться только с согласия автора.
Хорошо иметь в походе фотоаппарат! Но, если вы рисуете (профессионально или любительски),  только  рисунок может по-настоящему сохранить дух того места, где вы были. И глядя даже на самую, по мнению окружающих, неудачную почеркушку, ваша память с максимальной мощью воскресит все ваши ощущения и воспоминания о походе, о том месте, где  вы провели лучшие моменты своей жизни, несмотря на кровососов, несмотря на переменчивую погоду.
Ловозерье не отпустит никогда того, кто хоть однажды там побывал. Я мечтала купить себе шаманский бубен, но он был так дорог, поэтому Духи Севера подарили мне возможность много раз  рисовать гору Шаманский бубен. Гора каждый раз показывала себя в новом облике!
 А еще Нинчурт, а еще Сейдяврйок,  а еще вид на Панскую тундру и устье реки Цаги...

2
Всех женщин с праздником 8 Марта!

4
Клубные обсуждения / Просьба о помощи!
« : Сентябрь 17, 2016, 03:39:55 pm »
Дорогие друзья! Погибает наша единственная туристическая газета «Вольный ветер». Попытаться спасти ее можно хотя бы подписавшись на 2016 год (№ 131 -133, это всего 180 руб). Так сделайте это!

Из газеты ВВ 2016 №132:

ПОДПИСКА: ПОСЛЕДНЯЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

Продолжение выпуска «ВВ» в 2017г. пока под большим вопросом. Прежде всего из-за того, что многие подписчики до сих пор не продлили подписку даже на 2016г. А лишь для нескольких сотен поклонников газеты выпускать ее, увы, экономически невыгодно – будут большие убытки, которые нам покрыть нечем.

И это при том, что цены на 2016г. мы оставили на прошлогоднем уровне: по 60р. с пересылкой за каждый номер подписчикам в России, 70р. за каждый номер подписчикам за границей.

По-прежнему подписаться на «ВВ» можно на нашем сайте (www.vveter.info) через систему «Яндекс.Деньги» или через электронный кошелек «QIWI», номер которого указан на том же сайте (обязательно сообщите нам свои ФИО и адрес!). Если отправляете деньги через «Почту России», то их надо посылать почтовым переводом Минделевичу Сергею Владимировичу по адресу редакции (111020, Москва, а/я 30). Писать в адресе слова «Вольный ветер» не нужно. Зато в графе перевода «Для письменного сообщения « не забудьте написать КОНКРЕТНО, за что посланы деньги, например: «За подписку на № 131 – 133».

Те любители путешествий в России, которые хотят получить номера 129 и 130, должны нам прислать 100р. (нероссияне – 120р.).А те, кто хочет получить последние 8 номеров (с № 123 по № 130) – 350р. (нероссияне – 400).

Контрольный срок – до выхода следующего номера. Если к тому времени число подписчиков вернется на уровень прошлого года, газета будет выходить и дальше. Если нет – будем прощаться.

 

СТРОКИ ИЗ ПИСЕМ

Приходится не сожалеть, а возмущаться тем, что туристская братия не спешит продлевать подписку на «ВВ». Стараюсь удержать «планку» в 40 подписчиков, это моя личная инициатива и такая же, считаю, по силам другим подписчикам. Но, как вижу, постоянный призыв главного редактора к такой деятельности поддержки не находит.  Не могу смириться с мыслью, что редакция исчерпала свои возможности к выживанию, и с тем, что Федерация спортивного туризма России на множестве своих мероприятий не может поднять народ на спасение газеты. Мне же со активом подписчиков остается надеяться и верить, что «ВВ» еще долго будет не только носителем информации о туристской жизни России, но и будет звать к познанию мира своими глазами, к преодолению посильных трудностей на этом пути.

Всего доброго. Крепитесь!

Алексей Фесенко, Ориенбург.


http://www.vveter.info/

5
Постоянное общение / привет из Умбы.
« : Октябрь 26, 2015, 10:03:58 am »
здравствуйте всем, кто был на сплаве по р.Умба в этом году! вот один человек - Вячеслав Талых, просил передать вам привет из Умбы: " У сообщества FLINT нашёл на фотографии двоюродного брата Александра(на фото,где дому 200 лет) и переслал только что фотку Ольге Костровой из Музея петроглифов в Умбе,она уже ответила:"Ой,как приятно!Помню этих ребят,Спасибо! По-возможности им от меня привет!". Так что ты,пожалуйста,передай эту весточку".
  isset($smileyPregReplacements[';)']) ? $smileyPregReplacements[';)'] : ''

8
В походе / Рыбацкие приметы
« : Июль 01, 2013, 02:05:15 pm »

К клёву
•   Перед локальной грозой в солнечный день  (иногда бывает и после)
•   Хищных перед похолоданием
•   В тёплый моросящий дождь
•   При ветре у прибойного берега
•   Новолуние

К бесклёвью
•   Жаркая погода и перегретая вода
•   Резкие изменения уровня воды
•   Понижение атмосферного давления
•   Обилие грибов
•   Сильный холодный дождь
•   Полнолуние

Клёву помогает:
•   Кончающаяся наживка
•   Теряющиеся блёсны
•   Поломки катушек и удилищ

Клёву мешает:
•   Рыбные консервы
•   Подсачник
•   Удачливые соседи по ловле.

9
ПРЕДСКАЗАНИЕ ПОГОДЫ

   В целях заблаговременного планирования своих действий необходимо уметь предсказывать погодные условия на ближайшее будущее. Предсказать погоду или ее изменение можно по различным местным признакам. Таких признаков много. Это оптические явления в атмосфере, характер облаков, температура воздуха, направление ветра, поведение животных, птиц, насекомых, растений и многие другие признаки. Чем больше признаков подтверждают одно и то же состояние погоды, тем вернее прогноз.
   Для определения погоды можно использовать простейшие приспособления. Одно из них приготовила сама природа - это высушенный ковыль. Он чутко реагирует на все изменения в атмосфере, при ясной погоде его метелка скручивается в спираль, а при увеличении влажности воздуха распрямляется.
   При необходимости можно изготовить самодельный барометр. Для этого нужно отрезать небольшую часть (10-15 см) ствола молодой ели вместе с веткой и очистить от коры. Ствол закрепляется неподвижно, а ветка остается свободной. Ветка будет реагировать на изменения погоды, опуская конец перед дождем, и поднимая его вверх перед ясной погодой. Амплитуда движения ветки зависит от ее длины, при длине в 30-40 см она может достигать 10-15 см. Изучив способности ветки, надо рядом с ее концом сделать пометки "ясно", "переменно", "пасмурно" и пользоваться как обычным барометром.
   *Признаки устойчивости ясной погоды*:
   - давление в течение нескольких дней непрерывно повышается или остается неизменно высоким;
   - температура воздуха сохраняет устойчивый суточный ход: летом днем жарко, ночью прохладно; зимой - ночью сильный мороз, днем мороз ослабевает, к вечеру снова усиливается;
   - ветер также сохраняет устойчивый суточный ход: ночью безветрие, днем ветер усиливается, а к вечеру стихает, дым поднимается столбом вверх;
   - облачность отсутствует или рваные кучевые облака движутся по направлению приземного ветра, к вечеру исчезают;
   - ночь ясная, небо усеяно звездами, луна яркая, заря золотистая или бледно-розовая;
   - ночью выпадает обильная роса (зимой иней); утром сильный туман, исчезающий после восхода солнца;
   - лягушки громко квакают;
   - ласточки летают высоко, чайки сидят на во-де, лесные птицы громко поют;
   - муравьи проявляют высокую активность; на траве и кустах обильная паутина; мошки вьются столбом; кузнечики сильно стрекочут;
   - цветы растений широко раскрыты;
   - угли в костре быстро покрываются золой.
   Признаки перемены ясной погоды на пасмурную:
   - давление понижается и чем быстрее, тем вернее признак;
   - температура воздуха в зимнее время повышается, в летнее уменьшается разница между дневной и ночной температурой;
   - ветер усиливается, меняет направление, су-точные колебания ослабевают или исчезают совсем; дым стелется по земле;
   - облачность увеличивается, появляются пери-сто-когтистые или кучевые башневидные облака; движение облаков не совпадает с направлением при-земного ветра;
   - солнце садится за тучи, заря красная, ночью звезд и луны не видно или вокруг них наблюдается венец;
   - ночью росы нет, туман с восходом солнца не рассеивается;
   - лягушки молчат;
   - ласточки летают над землей, чайки собираются на берегу и купаются в пыли, звуков лесных птиц не слышно;
   - муравьи прячутся в муравейники, насекомых в воздухе и на растениях не видно, пчелы возвращаются в ульи, черви выползают на поверхность земли;
   - цветки растений закрываются, в пазухах листьев видны капельки воды; запахи растений усиливаются;
   - угли костра ярко тлеют, соль отсыревает.
   Признаки устойчивой ненастной погоды:
   - давление низкое, в течение суток не меняется;
   - температура воздуха постоянная с малой су-точной амплитудой;
   - направление ветра не изменяется, скорость остается значительной;
   - небо сплошь затянуто слоистыми и слоисто-дождевыми облаками;
   - ночью луны и звезд, а днем и солнца не вид-но;
   - осадки (снег или дождь) умеренные, непрерывно идущие в течение долгого времени, или сильные, идущие с перерывами;
   - животные, птицы и насекомые прячутся в укрытиях;
   - соцветия растений закрыты и опущены.
   Признаки перемены ненастной погоды к ясной:
   - давление повышается;
   - температура воздуха понижается;
   - направление ветра изменяется, его скорость уменьшается;
   - в слоистых облаках образуются просветы, по-являются перистые облака, которые исчезают к вечеру;
   - осадки временами усиливаются; во время дождя появляется радуга;
   - птицы садятся на землю, в лесу слышны их звуки;
   - пауки вечером спускаются по своей паутине, появляются комары и мошки; пчелы вылетают собирать мед;
   - листья папоротника закручиваются вниз, соцветия растений раскрываются.
   Кроме этих признаков существует много других, которые соответствуют только определенным районам местности. Их необходимо изучать и запоминать с целью использования как в экстремальных условиях, так и в повседневной жизни.

10

Г.Федосеев «Злой дух Ямбуя»

«…Мое внимание приковывает старик. Он держится  обособленно, будто у него тут свои дела, не  связанные с остальными. На  его желтовато-смуглом лице, в устало  сжатых  губах  какая-то безысходность, навсегда застывшее  выражение горечи.  Мне  кажется,  что когда-то  я  видел это окаменелое  лицо,  сильно приплюснутый  нос,  скрюченную  спину  и  эти  худые  руки,  заканчивающиеся широкими  кистями с кривыми,  изувеченными подагрой пальцами.  Но где  и при каких обстоятельствах?.. Вспомнить не могу.
Старик привязывает хромого оленя к березке. Ощупывает его больную ногу.
Достает нож и начинает  расчищать рану у верхнего края копыта. Олень бьется, но  руки у старика как клещи. Никто не помогает ему, хотя  все видят, что он еле сдерживает взбунтовавшееся животное.
Хочу пойти помочь Карарбаху (так звали  старика), но Лангара удерживает  меня за рукав телогрейки.
-- Не ходи, -- говорит она властно.
-- Почему? -- удивился я.
-- Старику не надо помогать.
-- Да ты посмотри, ему не удержать оленя!
-- Удержит. Для старого чем труднее, тем лучше, -- утверждает она.
Карарбах  никого  не  позвал помочь  ему,  сам  справился  с  животным.
Отпустив  его, подходит к  костру,  устало, опускается  на  землю, осторожно подвернув под  себя ноги.  Длинные  волосы  липнут  к  мокрому  лбу.  Голова  клонится к теплу. Он кажется тут случайным человеком, из другого племени.
Старик  только  теперь  замечает меня  с  Павлом.  Он  смотрит  на  нас равнодушно, погруженный в свои думы.
-- Долбачи, ты  не скажешь, почему Карарбах такой одинокий? Не болен ли он чем? -- обратился я к проводнику.
--  Он глухой, давно  не слышит, а  охотник  -- куда с  добром! Недавно сокжоя свалил,  видишь,  как много мяса  варили. У него  доброе сердце,  это хорошо знают все стойбища и все люди, которые ходили его тропою.  Всю  жизнь он кочует тут по нагорью с оленями. Шибко хороший человек!
Узенькая, будто не его, латаная  дошка не сходится на  груди Карарбаха, она связана лосевыми тесемками и перехвачена на животе сыромятным ремнем. На ногах  донельзя  истрепанные  унты, аккуратно перевязанные ремешками  пониже колен и выше щиколоток.  И  уж совсем необычное лицо, неподвижно  печальное, без тени улыбки, утомленное заботами трудной жизни. Лоб широкий, в морщинах.
Верхняя губа слегка прикрыта жиденькими волосами, напоминающими усы. Бородка тоже  реденькая,  свисает  двумя пучочками. Ладони  рук,  потрескавшиеся  от работы, грубые,  быть  может, никогда  никого не ласкавшие. Кажется, давно в этом старике все погасло, не  осталось  даже  воспоминаний. И  только глаза, утонувшие в глубоких сухих впадинах, еще  жили и поблескивали,  как утренние капли росы на листьях рододендрона…
…В  чумах загремела  посуда  --  сигнал к  вечерней  трапезе.
Перед каждой  семьей  стоит  берестяной  чуман,  наполненный  аппетитно пахнущим горячим оленьим мясом. Лангара долго роется заскорузлыми пальцами в своем чумане, кладет перед собой  кусок грудины -- жирный и сочный. Мне дает большую кость и ребровину. Карарбаху  кладет  совсем немного  мякоти, меньше того, что получили дети.
Я замечаю это, и мне становится неловко перед стариком. Не из-за нас ли он не  получил положенную ему долю? Пастухи ведь не ждали гостей. Отрезаю от своей порции  кусок мякоти, хочу передать его  старику.  Но мою руку отводит Лангара. Она  отбирает  мясо и кладет его мне обратно. Это проделывается так властно,  что я не осмеливаюсь  настаивать на  своем.  Недоуменно  смотрю на Лангару, но она не собирается давать объяснений…
…Тут  я  вижу, как Битык, воспользовавшись тем,  что все поглощены едой, незаметно подползает к старику, толкает его ручонкой в бок, кладет перед ним не  совсем  еще  обглоданную  кость.  На лице  Карарбаха появляется  подобие улыбки. Их  взгляды встречаются.  Старик и  ребенок довольны. Но все это  не ускользает  от Лангары. Она сердито отбирает  у  старика  кость.  Битык  еле успевает увернуться от ее шлепка.
Лицо Карарбаха мрачнеет. Но он не смеет протестовать.
-- Лангара, почему ты не  позволяешь давать Карарбаху даже кости? Разве он не заслуживает получить такую же долю мяса, как и все мы? -- спрашиваю я.
--  Так  лучше  ему,  --  отвечает она  спокойно.  -- Сытый  становится ленивым.
-- Но он же совсем голодный; Ты ему даже лепешки не дала.
-- Не все меряй брюхом, -- отвечает она. -- Амакан (*Амакан -- медведь) всю зиму  ничего не ест,  однако  все его боятся... Тебе  надо знать: у кого есть  все, тот не научится скрадывать зверя, делать  ловушки, разбираться  в следах.  Он  даже огня себе не  разведет. А  без этого  в тайге человек  что дупляная лиственница,  валит ее ветер куда хочет.  --  Немного помедлив, она продолжает: -- Если Карарбаха кормить досыта, он скоро уйдет к предкам.
--  Старик болен?  --  встревожился  я.  На  лице  Лангары  досада. Она дожевывает мясо, торопливо вытирает рукавом губы.
-- Нет, он не болеет. Но  послушай меня, его отец, -- она тычет пальцем в старика, обсасывающего кость, -- когда имел столько лет, как Карарбах, еще меньше получал пищи на стойбище и досыта ел только, когда сам добывал зверя.
Он все время охотился,  много ходил,  искал пищу и долго жил, как десять раз олень.
-- Десять поколений! Это сто лет.
-- Может, и больше.
-- Так что же, по-твоему, помогло ему прожить столько лет?
-- Ты,  как ненян  (*Ненян -- теленок), глупый, -- сердится старуха. -- Потому, что голод не  давал ему сидеть в чуме, велел ходить по тайге, искать зверя, птицу. Он таскал тяжелую  поняжку, спал  на морозе, не ленился, много работал.  Человек  и в старости должен уважать труд, как и пищу. Такой долго живет. Это ты хорошо помни.
--  Значит,  ты не  кормишь  Карарбаха, чтобы он не  ленился, ходил  на охоту?
-- Вот теперь ты правильно  говоришь, Не думай, что мы жадные, мяса ему не  даем. Нет,  оборони бог!  Так лучше, чтобы его не скоро забрала  смерть.
Раньше было:  если  старик лишний  в  чуме, понимаешь, без  пользы  жил, его хорошо кормили, не давали  работать, и он скоро пропадал. А Карарбаху нельзя уходить  к предкам.  Он  лучше всех  знает,  где есть хорошее  пастбище, как лечить  оленей,  где добыть зверя. Без него нам всем  худо  будет кочевать в тайге,  Лучше  половину  стада  потерять,  чем  Карарбаха. Но будет сытый -- непременно  обленится,  забудет  тропы,   ноги  потеряют   силу,  не  станет охотиться, скоро пропадет.
-- А так вы его заморите голодом, -- перебиваю я старуху.
-- Что ты! --  протестующе  замахала  она руками.  -- Если старик шибко хочет мяса, он идет на охоту. Когда ему есть фарт и он добудет зверя, там он один раз кушает, сколько  хочет брюхо, и свежей печенки,  и  губы,  и теплой крови...
Лангара  достает   из  чумана  кусочек  мяса  и  кладет  в  рот,  долго сосредоточенно жует.
-- Кому  никто  не помогает жить -- того старость боится, -- продолжает она. -- Ты был на стойбище Альгома? Нет. И не знал старика Тешку? Он намного старше Карарбаха,  а еще  не ел печенку от чужой пули, ни у кого не  просил, пищи.  Сам кормит все  стойбище.  Больше его  никто  не убивал зверя.  Таких стариков уже не будет.
-- Почему?
-- С  детства он был  сирота, никто не  жалел его,  постоянно  говорил: "Если  хочешь  сытым быть --  иди  тайга". И тайга  сделала  его  сильным...
Карарбах тоже так жил.  Когда  маленький был, отца на берлоге амакан задрал, мать померла, его взяли в чужой  чум. Потом на стойбище злой дух пустил мор, все умерли, только  Карарбах остался маленький, как Битык. Все  лето в тайге один жил, все равно что  медведь.  Не пропал, выжил. А  осенью  бедный эвенк нашел его, но  кормить было  нечем. Карарбах сам  добывал себе  мясо, рыбу и даже мало-мало помогал бедному эвенку. Потом  он стал большой охотник. Много людям  давал пищи, шкур,  у костра всегда было  тепло. Но не думай, что  ему
легко  жилось. Он  замерзал  в  снегу,  тонул.  Постоянно  смерть ходила его следом. Видишь, у него нет ушей, -- Лангара срывает с головы Карарбаха шапку -- вместо ушей были видны слуховые отверстия, густо заросшие волосами. – Он пропадал голодный, отрезал их, съел и остался жить. Ты бы разве догадался?...»



11
ОЖИДАHИЯ УЧАСТHИКОВ ПУТЕШЕСТВИЯ

Увлечение людей туризмом, в том числе и спортивным, растет на глазах. К
туризму приобщаются люди всех возрастов и профессий, имеющие разное семейное
и общественное положение, существенно отличающиеся по своему культурному
уровню и физическому развитию. И каждый ищет и находит в занятиях туризмом
что-то свое. Hо далеко не все могут ясно сформулировать, что же привлекает
их в туризме.

Интерес к туризму играет далеко не одинаковую роль в жизни тех, кто им
занимается. Соотношение между интересом к туризму и другими интересами
человека подвержено весьма существенным колебаниям как у разных людей, так и
у одного и того же человека в разные периоды жизни. Диапазон таких колебаний
ограничен двумя полюсами. Hа одном из них - отношение к спортивному
путешествию как к возможному варианту отдыха (наряду с поездкой на курорт, в
гости к родным, экскурсионной поездкой на теплоходе и пр.). Hа другом
полюсе-фанатическое отношение к туризму, который поглощает все прочие
интересы и становится главным смыслом жизни. Работа, учеба, повседневный быт
рассматриваются как паузы между походами. С кем бы ни приходилось
сталкиваться такому человеку (на любом поприще) - на всех он производит
одинаковое впечатление. Так что на вопрос "Hе знаете ли вы такого-то?"
следует всегда один и тот же ответ: "А, турист".

Интерес к туризму (независимо от места, которое он занимает в ряду других
интересов человека) неоднороден. Ожидания, с которыми человек обращается к
туризму, сложны, множественны и чаще всего недостаточно осознаны. В этом
нетрудно убедиться, сопоставив, к примеру, появляющиеся время от временя в
туристских и альпинистских альманахах статьи, авторы которых пытаются
ответить на вопрос: "Зачем мы ходим в горы?" Вразумительного объяснения (для
человека, не больного "горной болезнью") дать пока никому не удалось, тем не
менее путешествия в горах завоевывают все большую популярность

Попробуем же разобраться, что притягивает людей к туризму.

Чтобы упростить дело, поставим перед собой более легкую задачу: выделить
отдельные элементарные ожидания, из сочетания которых образуются целостные
индивидуальные запросы к туризму у каждого человека. При этом придется
учесть промежуточное положение туризма между "настоящим", "чистым", спортом
и развлечением, отдыхом. Было время, когда туризм не считался спортом.
Кое-кто разделяет эту точку зрения и поныне. И хотя туризм давно уже прочно
обосновался в спортивной классификации, сама специфика туризма
противопоставляет его всем остальным видам спорта.

К туризму как к спорту людей привлекают поиск борьбы, соревнования, победы.

Прежде всего, это стремление к преодолению природных трудностей. Существует
два направления, по которым развиваются такие стремления. Одно ставит
задачей пройти маршрут наиболее рационально, точно, с учетом всех его
особенностей (как можно полнее приспособиться к ним). Сторонники этого
направления путешествуют утонченно, вдумчиво, очень большое внимание уделяют
точности ориентировки, не жалеют времени и сил на разведки, редко идут на
риск. Они преодолевают природу тактикотехнически, "интеллектуально".

Задача другого направления - пройти маршрут скорее, невзирая на все встретив--
шиеся трудности, независимо ни от каких особенностей (подчинить их своей
воле). Такое путешествие совершается бурно, напористо. Вопросы
ориентирования, тактики прохождения сложных участков здесь никогда не
выступают па первый план, не становятся самоцелью. Hа разведку сторонники
этого направления смотрят как на проявление слабости, неуверенности. Лишь в
исключительных случаях допускается "разведка боем". Значительные отклонения
от маршрута, тактические промахи, потеря ориентировки здесь никого не
смущают. Речь, таким образом, идет о чисто физическом покорении природы,
которое в крайнем своем виде соответствует формуле: "Сила есть - ума не
надо!" К спортивным ожиданиям должны быть отнесены также стремления
испытать, познать и преодолеть самого себя. Состязание с собой, укрепление
собственной личности, самоутверждение идет в двух планах, неразрывно между
собой связанных, - моральном и физическом. Мотивы такого преодоления могут,
однако, существенно отличаться. Так, туристская тропа сводит вместе тех, кто
ищет, куда бы приложить свою неисчерпаемую энергию, кто томится от избытка
физической силы, и тех, у кого ее настолько мало, что им просто необходимо
снова и снова доказывать себе ее наличие, выискивая и преодолевая разные
трудности.

Hаконец спортивные ожидания включают и борьбу с соперниками. Это и прямое
состязание - будь то специальные соревнования на туристских сборах (слетах)
или соревнования "заочные", по итогам проведенных походов. Это также и
косвенное соперничество - в процессе спортивного роста, при выполнении
нормативов и получении очередных разрядов, званий и титулов ("туристская
карьера").

Туризм как средство отдыха и развлечения ( "Туризм - лучший отдых!")
отвечает на очень широкий круг запросов. В их числе можно назвать поиски
эстетического наслаждения от общения с природой, тягу к познанию родного
края, других, районов страны, к разного рода новым впечатлениям. Многих
манит романтика: костры, песни, даже лишения. Другие ищут общения. У
родителей это может быть поиск новых путей к собственным детям. Иногда пре
обладает желание отвлечься, уйти от однообразия малоподвижного городского
образа жизни, возможно и бегство от трудной ситуации. Встречается и просто
"охота к перемене мест", страсть к "бродяжничеству". Наконец нельзя не
упомянуть обращение к туризму без каких-то глубоких личных интересов: из
любопытства или как дань моде ("попутничество").

Все перечисленные ожидания присущи людям, пришедшим в туризм по собственной
инициативе. Hо бывает, что человек попадает в путешествие и без особой
инициативы со своей стороны. Hапример, уговорили друзья, наградили
бесплатной путевкой, хотел поехать в санаторий или дом отдыха, но
подвернулась туристская путевка и т. д. Ожидания этих лиц, как и само
обращение их к туризму, носят случайный характер, и поэтому трудно
предвидеть их поведение в путешествии.

Сказанное позволяет предложить следующую классификацию ожиданий,
предъявляемых к туризму.

Ожидания участников путешествия

   * I. Спортивные.
        o 1. Преодоление природных трудностей: а) тактико-техническое, б)
          физическое.
        o 2. Преодоление себя: а) моральное, б) физическое.
        o 3. Преодоление соперников: а) прямое - соревнование, б) косвенное
          - спортивный рост.
   * II. Развлекательные.
        o 1. Эстетико-позаавательные.
        o 2. Романтические.
        o 3. Коммуникативные (поиски общения).
        o 4. Отвлечение.
        o 5. Любопытство, дань моде.
   * III. Случайные.

     Ожидания каждого отдельного участника похода складываются из
     перечисленных элементов и представляют сложный неповторимый букет
     (который с годами может претерпеть существенные изменения). В
     зависимости от наличия и степени выраженности (силы) тех или иных со-
     ставляющих происходит:
        o а) формирование личного вероятностного прогноза;
        o б) объединение в группу с одними людьми и противопоставление
          другим.

Результат любого путешествия, похода оценивается каждым человеком в
зависимости от того, насколько удовлетворены личные ожидания. Hо объективный
результат как отдельных путешествий, так и занятий туризмом в целом выходит
далеко за рамки удовлетворения индивидуальных ожиданий. Так, туризм
развивает многие ценные черта личности (патриотизм, коллективизм, мужество,
любовь к природе, жизнерадостность и др.), формирует новые интересы,
способствует развитию силы и выносливости. Причем происходит это независимо
оттого, ставит перед собой подобную задачу человек, занимающийся туризмом,
или нет.

12
В походе / О роли утомления в походе.
« : Июнь 21, 2013, 06:15:42 pm »
Опасности в туризме, мнимые и действительные

    Автор: Ю.А. Штюрмер

    Москва, "Физкультура и спорт", 1983 г.

О роли утомления.
С одной стороны, с утомлением туристы часто путают его легкую форму - усталость, а с другой, притерпевшись к перегрузкам, они не замечают утомления там, где оно есть и в тяжелой стадии. Предварительно можно считать, что утомление -  одна из причин  травм  на маршрутах.

В походных условиях каждый человек может рано или поздно почувствовать утомление. Оно приводит к замедлению реакций, к появлению ошибочных действий или (в наиболее легком случае) к необходимости дополнительного внимания и контроля за своими действиями, которые раньше выполнялись как бы автоматически (например, действия гребли на плоту или выдача веревки на страховке).
В необходимости дополнительного напряжения мозговой системы и кроется одна из опасностей утомления. Отвлекаясь на лишние усилия для контроля за "механической" деятельностью, турист ослабляет бдительность. Его готовность к экстренному действию резко падает.
Утомление существенно снижает внимание. Усталый человек может сосредоточиться в течение лишь незначительного времени, а периоды расслабления у него затягиваются. Сильнее на него воздействуют и факторы, непроизвольно отвлекающие внимание.
Прохождение во второй половине дня трудных участков совпадает с кульминацией утомления туристов, когда проявляются наиболее выраженные изменения в функциях усталого человека - ухудшение восприимчивости к внешним раздражителям и способности концентрировать внимание, замедленное мышление, эмоциональная неустойчивость, понижение координации и силы движений. Не случайно на послеполуденные часы приходится более
50% среднесуточной "нормы" травм, хотя собственно ходовое время в этот период дня ограниченно.
Для успешной борьбы с утомлением надо знать его причины.
Основные из них - малая тренированность участников путешествия, непосильный маршрут, чересчур напряженный график движения, ухудшение погоды.
Способствуют быстрому утомлению несвоевременное и недостаточное питание, недосыпание, нарушение режима дня, особенно поздние подъемы и движение, в темноте.
Помимо излишнего напряжения зрения, замедления скорости и усиления монотонности движения, такое нарушение режима неминуемо ломает ритм биологической активности отдыха человека, связанный с чередованием дня и ночи, что, в свою очередь, также усиливает утомление.
Утомлению, значительно повышающему подверженность опасности несчастного случая, предшествует ощущение усталости. Руководитель группы не должен пренебрегать этим естественным сигналом, а обязан принять предупредительные меры для уменьшения утомления: остановить группу на внеплановый отдых, организовать прием легкоусваиваемой и витаминизированной пищи (например, глюкозы с витамином С).
Если позволяют условия безопасности, целесообразно изменить темп или линию движения, отвлечь людей пением, интересным разговором, т.е. постараться уменьшить монотонность пути.

13
     "Психологический климат туристической группы" Линчевский Э.Э.
    Контакт начинается со взаимной ориентировки. Стороны стараются получить
     необходимые сведения друг о друге, чтобы выбрать наиболее подходящую
     тактику поведения для достижения своих целей.

     Если люди встречаются впервые, взаимная ориентировка приобретает у них
     особую форму первого впечатления: по немногим разрозненным признакам
     тут же складывается гипотеза о незнакомом человеке. Первое впечатление
     позволяет в условиях острого дефицита информации наметить программу
     действий и отношений.

     "Техника" построения первого впечатления неоднородна. Она включает в
     себя сопоставление человека с набором сформировавшихся у субъекта
     "эталонов". Из их числа прежде всего используются наиболее близкие к
     той задаче, которую субъект намерен решить в общении с объектом. К
     примеру, инструктор при знакомстве с вновь прибывшей группой сразу
     выделяет "бывалых туристов", на которых можно будет опереться,
     "новичков", с которыми предстоит основная и притом приятная работа,
     "случайных людей", от которых можно ждать чего угодно, но главным
     образом - неприятностей и т. д.

     Материалом для первого впечатления служат также всевозможные
     ассоциации, предубеждения, сравнения с другими людьми - реальными или
     персонажами фильмов, других произведений искусства.

     Первое впечатление возникает помимо воли и в значительной мере без
     участия сознания - интуитивно. В дальнейшем по ходу общения субъект
     получает дополнительную информацию, которая будет либо подкреплять и
     детализировать первоначальную гипотезу об объекте, либо вступит с ней в
     противоречие, заставит внести поправки.

     Развитие гипотезы о другом человеке зависит, таким образом, от двух
     факторов: от количества и надежности поступающей дополнительной
     информации и от способности субъекта правильно распорядиться этой
     информацией. Первый фактор связан с тем, насколько интенсивно
     происходит общение (какова дистанция, степень "открытости", искренности
     объекта). Второй фактор отражает наблюдательность, проницательность,
     критичность субъекта или, напротив, отсутствие этих качеств -
     инертность, невнимательность, предвзятость, когда субъект, несмотря ни
     на что, остается "в плену первого впечатления".

     Понимая важность первого впечатления для последующих отношений, люди
     обычно стремятся при знакомстве представить себя в более выигрышном
     свете. (Hе случайно мы не упускаем случая взглянуть на себя в зеркало.)
     Hо каждый одновременно учитывает, что такую же заботу о производимом
     впечатлении проявляет и его собеседник. Поэтому в условиях знакомства
     многие люди часто бывают напряжены, испытывают неудобство и порой ведут
     себя неестественно. Отсюда же столь частая настороженность и даже
     недоверчивость между людьми, возникающие, казалось бы, без всяких
     оснований.

     Каждая новая встреча знакомых начинается со взаимной оценки состояния,
     о которой можно повторить многое из того, что говорилось про первое
     впечатление.

    Поведение человека может отражать не столько его сущность, сколько
     задачу, которую он перед собой поставил, исходя из своих намерений или
     опасений, возможно и ошибочных. Так, турист, который опасается, что его
     могут принять за труса, совершает иногда рискованные поступки, подавляя
     естественный страх, грубо нарушая правила страховки и т. д.

   

14
В походе / День первый
« : Июнь 21, 2013, 05:11:55 pm »
День первый
Несмотря на то, что опытный экипаж, не напрягаясь, может собрать лодку, катамаран или другое плавсредство где-то за полчаса, закладывайте на сборку судов не менее полудня. Проверено…

Если вы прибываете в точку начала маршрута после обеда, запланируйте ночевку или небольшой переход порядка километра. Но лучше не выходить на воду после шести часов вечера.

Укороченный ходовой день стоит запланировать и в случае сложной заброски (например, бессонной ночи). Усталость вызывает неконтролируемое раздражение, может вспыхнуть ссора по самому незначительному поводу. Лучше дать группе отдохнуть и выспаться.

По возможности разработайте маршрут таким образом, чтобы первые 1-2 дня у вас было время для тренировки на сравнительно простом участке реки, так называемой "вкатки". Если маршрут начинается сразу со сложного (по уровню подготовки группы) участка, найдите простенькое препятствие и устройте дневку. И только когда все туристы почувствуют себя достаточно уверенно на воде, начинайте движение по маршруту.

Облегченный и укороченный маршрут первого дня позволит группе, особенно не слишком опытной ее части, не тратить лишнее время на оптимальную загрузку лодок. На второй-третий день умение правильно укладывать вещи приходит само, но лучше, если "чайнику" поможет более опытный участник похода.

15
Причиной психологической напряженности в группе могут служить:

усталость, как физическая, так и психо-физическая (например - адреналиновая);

непонимание или неприятие действий и решений руководителя;

раздражение, вызванное неправильными, с точки зрения отдельного участника, действиями другого участника похода;

собственная неспособность справиться со сложностями на маршруте.

Как всегда в таких случаях поводом для ссоры становится какая-либо мелочь - слишком долгие сборы, неправильно сделанный гребок, немного пригоревшие макароны, котел, стоящий не там, пень, торчащий не в том месте…
Правда, знакомо?

Самое неприятное в том, что, как бы вы не старались, вы сможете только сгладить конфликт, но не устранить его последствия. Наверное, каждый, кто более или менее регулярно ходит в походы, не раз замечал возникающую на 6-7 день маршрута напряженность в отношениях.

Это действует "правило седьмого дня".

Как правило, эксцессы в отношениях участников похода возникают на четвертый, седьмой и одиннадцатый день похода. Поэтому есть смысл планировать на эти дни либо не очень сложный, но красивый и интересный участок маршрута, либо дневку.

Неплохо устроить дневку (или полудневку) после трудного ходового дня.

Если поход начинается монотонным, физически или психологически сложным участком, первую дневку лучше делать не позднее четвертого дня маршрута. Причем отдых может быть не обязательно пассивным, хотя напрягать группу ранним подъемом или какой-либо "обязаловкой" не стоит. Если, конечно, речь не идет о дежурстве.
Очень неплохо на дневке устроить баньку…


Страницы: [1] 2